Что такое БАД ? В Законе РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" дано следующее определение: "Биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов". У подавляющего числа БАД в гигиеническом сертификате при регистрации записывается: "общеукрепляющее (или вспомогательное) средство" или же "источник" каких-либо важных пищевых веществ (биофлавоноидов, бета-каротина и т. п.). Документ Минздрава СанПиН (санитарно- эпидемиологические правила и нормативы) прямо обязывают производителей указывать на этикетке: "не является лекарством", "мочегонное", "послабляющее", "дополнительный источник пищевых и/или биологически активных веществ", "для нормализации или улучшения функционального состояния органов и систем", "общеукрепляющее", "нормализация микрофлоры" и "энтеросорбенты". Этими свойствами, собственно, место БАД в нашей жизни и исчерпывается.
Рекламные заявления с броскими обещаниями "стопроцентный эффект, никаких побочных действий и противопоказаний", появляются потом, на стадии реализации добавок. БАДы рекламируются, как препараты якобы помогающие избавиться от проблем со здоровьем: лишним весом, давлением, аритмией, остеохондрозом, артритом и простатитом. Возможности Минздрава влиять на ситуацию в этом случае ограничены, оно не контролирует соблюдение рекламного законодательства.
Почти половина БАД продается не через аптеки и даже не через "Лавки жизни", а по линии МЛМ (сетевой маркетинг), нередко распространением добавок занимаются сами медики (в качестве добавки к своему заработку), посредством "горячих" линий, через редакции разнообразных "оздоровительных" журналов. На пропаганде здорового образа жизни и призывах употреблять качественные продукты деньги не сделаешь. А вот на БАДах - пожалуйста. И немалые. По разным оценкам, оборот этих средств в России составляет от 1 до 1,5 миллиарда долларов. Это около 2/3 от объема рынка лекарств.
На БАДах делаются большие деньги. В стремлении нагреть руки недобросовестные распространители не брезгуют никакими методами и средствами. Усугубляет ситуацию агрессивная реклама, которая вводит в заблуждение неискушенных покупателей. Производители и продавцы БАД сформировали у значительной части населения веру в эффективность и безопасность БАД в силу их "натуральности" - в качестве альтернативы лекарствам (химия...). Однако, увлечение БАД может оказаться вовсе не безобидным. На памяти врачей немало случаев, когда, ожидая чуда от "древнекитайской" пилюли, или, наоборот, "последнего слова науки", больной теряет драгоценное время. Недостоверная информация рекламного характера противоречит действующему законодательству: закону " О рекламе" , а также закону " О защите прав потребителей".
Качество БАД.
БАДы, в изобилии продаваемые в магазинах и аптеках (около 3000 наименований) часто представляют собой безобидные пустышки. В испытательном центре пищевой промышленности НИИ питания РАМН в марте 2005 г. были проведены исследования семи образцов БАДов на основе экстрактов черники, применяемых в качестве дополнительного источника минеральных веществ и витаминов для улучшения функционального состояния органов зрения. При исследовании было проведено определение суммарного содержания основного действующего вещества для экстрактов черники (антоцианинов). В результате исследований установлено, что содержание антоцианинов в образцах: БАД "Окулист", производитель завод экопитания ОАО "Окулист"; БАД "Черника Форте", производитель фармацевтическая компания "Эвалар", Алтайский край, г. Бийск и ряда других производителей-составляет от 0,005 до 5% от рекомендуемого адекватного уровня суточного потребления - 50 мг для антоцианинов.
Нарушения рекламного законодательства.
В средствах массовой информации во многих случаях мы сталкиваемся с недостоверной информацией о лечебных свойствах БАД. Зачастую можно говорить не только о недостоверной, но даже о заведомо ложной рекламе. Производители БАД идут на заверения о терапевтических свойствах их продуктов. Например, "Сабельник-Эвалар" - зарегистрирован в качестве общеукрепляющего средства при повышенных нагрузках на опорно-двигательный аппарат, а рекламируется как средство выведения соли из позвоночника, шейных позвонков, снимающее боль и отечность в суставах, гарантируется, что через 1 месяц происходит выздоровление. Однако, редкий терапевт или просто врач, имеющий профессиональную совесть, решится советовать применять БАДы даже в качестве дополнительного к основному лечению. А уж о полной замене курса терапии добавками вообще речи идти не должно.
Большинство добавок, продвигаемых под столь заманчивым для многих лозунгом - "контролирует массу тела", работают за счет послабляющего и мочегонного эффекта. Так среди "благоприятных" эффектов "Суперсистемы 6" -нормализация стула и увеличение диуреза - приоткрывают тайну ее влияния на вес человека. "Летящая ласточка" во много раз дешевле, но принцип действия тот же -послабляющий эффект. Механизм действия других добавок, способствующих похудению, основан на повышении уровня энергозатрат организма. За границей многие из них оказались под запретом. Основная причина ввода запрета на эти препараты в США - остановка сердца. Зарегистрировано более 16 000 случаев! В Европе продажа подобных препаратов запрещена еще несколько лет назад. В Великобритании запрет мотивировался частыми случаями резкого изменения кровяного давления после приема препаратов и несколькими летальными случаями в результате остановки сердца. Поэтому честные врачи говорят в один голос: все заверения о том, что вы навсегда забудете о своей проблеме без диет и спорта, после приема капсул, - пустые обещания. Действие препарата (если оно вообще есть), продолжается только во время его приема.
Кто должен контролировать рекламу БАД?
Текст ролика должен строго соответствовать тому, что написано в сертификате/документе Минздрава (регистрационном удостоверении). Однако, в части предоставления недостоверных данных об эффективности применения БАДов нарушения очень распространены. Например, "Алко-Стоп" (стоимостью 5800 руб.) рекламируется как препарат, избавляющий от алкогольной зависимости, тогда как в регистрационном удостоверении № 002376.И840.12.2000 указано, что БАД "Алко-Стоп" является общеукрепляющим средством.
Минздрав России разъясняет, что в случае несоответствия рекламы БАД содержанию Регистрационного удостоверения, выдаваемого Минздравом России, он оставляет за собой право обратиться в соответствующие компетентные органы по поводу нарушения рекламного законодательства. Контроль за соблюдением рекламного законодательства - прерогатива Министерства по антимонопольной политике. МАП вправе возбуждать дела как самостоятельно, так и по заявлениям любых лиц - и юридических, и физических (в том числе и пострадавших потребителей). В законодательстве имеется, по крайней мере, на бумаге, и механизм выявления и пресечения нарушений рекламного законодательства.
Какие можно сделать выводы?
Выводы сколь очевидны, столь и скучны: чудес - вроде излечения от серьёзных заболеваний с помощью чудо-таблеток или похудания килограмм на 20 за месяц - не бывает. Гораздо рациональнее тратить деньги на то, чтобы сделать питание полноценным и сбалансированным, употреблять больше здоровой растительной пищи, ограничив прием жирных, рафинированных и калорийных продуктов. И тем более не следует попадаться на рекламные обещания "лечебных" добавок. БАДы не являются лекарством и не могут применяться для лечения каких-либо заболеваний.
Регулированию оборота БАД в России постепенно входит в международное, вернее, европейское русло. Если в США БАД занимают промежуточное место между едой и лекарством, то в ЕС проводятся реформы рынка добавок, основным принципом которых является установка - "все, что человек употребляет внутрь, может быть либо продуктом питания, либо лекарством". Все добавки на основе лекарственных растений надо перерегистрировать как лекарства. А в категории добавок к пище останутся только продукты, имеющие на этикетке следующие указания: "дополнительное питание", "для здорового питания", "для удовлетворения суточной потребности в...", "полезно для здоровья". К таким продуктам могут относиться лишь витамины, аминокислоты, минеральные вещества, углеводы и пищевые волокна. Специально оговорено, что маркировка добавок должна иметь указание: "Добавку к пище нельзя использовать в качестве замены сбалансированного питания".
bio-dobavki.com