Что бы вы сделали, если бы узнали о том, что коллега, с которым вы каждый день общаетесь на работе, ВИЧ-инфицирован? На самом деле это вполне возможно, ведь большинство зараженных вирусом людей не сообщают об этом работодателю, на что имеют полное право: дискриминация людей с ВИЧ только на основании их диагноза является нарушением федерального закона. ВИЧ — это не смертный приговор, с ним можно прожить более 25 лет, и это не предел. И все же вирус имуннодефицита — это «иммунная рулетка». Взрослые люди, живущие с ВИЧ, хорошо понимают, что жизнь имеет свои границы. И многие из них воспринимают свой диагноз как стимул более активно жить и работать.
«Мне 25 лет, у меня ВИЧ с 2002. II группа инвалидности, пенсия 2000 рублей, таблетки и уколы по расписанию, — рассказывает участница форума Работы.ру. — За плечами — стаж работы управляющей магазином. Я хочу и могу работать, правда неполный день и, возможно, не каждый день. Иногда бывают сбои со здоровьем, приходится лежать в больнице, ездить за таблетками… Сложно все это утаить. Да и надоело за 5 лет скрывать свой диагноз».
Однако компания, узнав, что у человека ВИЧ, не встретит его с распростертыми объятиями. Некоторые люди до сих пор уверены, что вирус передается бытовым и воздушно-капельным путем, а носители инфекции расплачиваются за свое аморальное поведение. «Знаю одно: с инфицированными работать не буду, на работу не возьму, узнаю — уволю», — говорят участники форума. — «Если бы я узнала о ВИЧ-инфицированном коллеге, я бы уволилась. Думаю, что многие коллеги тоже».
У особо мнительных на этой почве даже развивается невроз — спидофобия: «А если мы поедем в командировку и попадем в аварию, и кровь инфицированного попадет мне в рану?»
Проверка на ВИЧ
«В 2002 году мне поставили диагноз: ВИЧ. Смириться с мыслью о положительном статусе было очень тяжело, особенно если учесть, что заразили меня в больнице. Но наступил момент, когда я приняла решение жить дальше, — рассказывает участница форума Работы.ру. — Горжусь людьми, которые помогли мне, и собой тоже, что хватило мужества и сил справиться. Я смогла определить другие ценности в жизни и научилась не сдаваться. Сейчас занимаюсь любимым делом — работой с персоналом. Никто не знает о моем статусе».
Почти во всех случаях ВИЧ не причина бросать свою специальность. Даже если вы работаете поваром. Профессии, «закрытые» для ВИЧ-положительных, оговорены в Федеральном законе «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека».
Если вы не хотите, чтобы в компании знали о том, что у вас ВИЧ, можете не говорить — закон не нарушите. А если будут требовать справку, знайте: в обязательном порядке на ВИЧ проверяется только медперсонал учреждений здравоохранения, работающий с ВИЧ-положительными, персонал лабораторий по обследованию на СПИД и другие служащие предприятий, работа которых связана с ВИЧ, персонал акушерско-гинекологических отделений.
То есть, если вы устраиваетесь на работу, к примеру, в кафе и отдел кадров требует принести справку с результатом анализа на ВИЧ, вы можете отказаться. Если же кадровики продолжают настаивать, обратитесь к ним за письменными разъяснениями (они пригодятся, если дело дойдет до суда), и сдачу анализов из направления, скорее всего, вычеркнут.
Некоторые министерства и ведомства (а также республики) по собственной инициативе расширяют круг специалистов, которые должны обязательно обследоваться на ВИЧ-инфекцию. Тест проходят авиационный персонал, служащие таможенных органов, многие железнодорожные специалисты (проводники, работники вагонов-ресторанов, рефрижераторных поездов и т. д.). Однако это является нарушением федерального законодательства.
Работа, совместимая с лечением
При определенных показаниях назначается лечение ВИЧ-инфекции. Ежедневно в определенные часы человек должен принимать медикаменты. Некоторые паникуют: «Как скрыть от коллег огромную тучу таблеток и уколы, которые надо колоть и принимать строго по времени?» Однако есть масса заболеваний, при которых приходится принимать лекарства. ВИЧ — последнее, в чем вас заподозрят коллеги.
«Я на Стокрине, с плывущей периодически головой, — рассказывает ВИЧ-положительная участница форума. — Но никто о моем статусе не знает. Принимаю терапию прямо на работе, иногда даже на совещании. Мол, «контрацептивы пью», «врач велел пропить курс витаминов». Можно пересыпать Стокрин в банку Витрума. А уколы — так при диабете инсулин колют, можно и этим прикрыться».
При поиске работы людям с ВИЧ, у которых начались ощутимые проблемы со здоровьем (например, получена инвалидность), нужно обращать внимание прежде всего на график и на нагрузку. Можно устроиться страховым агентом, аудитором, торговым представителем — эта работа не предполагает постоянного нахождения в офисе. Многие, чтобы избежать негативного отношения, устраиваются в социальные службы по работе с ВИЧ+.
Если физически тяжело находиться в офисе, найдите удаленную работу, станьте фрилансером. Можно пройти курсы и работать бильд-редактором, заниматься программированием, фотографией, сотрудничать с журналами (к примеру, Степан Калетра, ведущий рубрики «Жизнь с плюсом» журнала КВИР, имеет положительный статус).
Незаконное увольнение
Иногда из-за сопутствующих заболеваний ВИЧ-положительным приходится подолгу находиться на больничном. Бывает, руководство ставит ультиматум: или сотрудник выходит на работу, или его увольняют. Но даже если больничный лист не закрывается 3 месяца, это не может быть поводом для увольнения.
Тех, кто по состоянию здоровья больше не может выполнять прежнюю работу, работодатель обязан перевести на более легкую. Если таковой в организации нет или вам она не понравилась, придется расстаться по взаимному согласию. Если вы по-прежнему трудоспособны, начальник не имеет права навязывать вам другую должность.
Руководство может попытаться избавиться от сотрудника с ВИЧ, «подведя» незаконное увольнение под один из пунктов 81 статьи ТК: начнет фиксировать все промахи, ставить невыполнимые задачи. Если вы уверены, что причина увольнения — ваш диагноз, можно обратиться в суд и в инспекцию труда с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
Если вас признали полностью недееспособным, то нужно увольняться не по собственному желанию (как иногда предлагают руководители), а по факту нетрудоспособности. В этом случае вам выплатят выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
На случай, если, несмотря на инвалидность, устроитесь на работу: вам (и организации, которая примет вас) положены льготы. Но придется конкретизировать диагноз.
Что думают в компаниях о сотрудниках с ВИЧ
Не все работодатели, узнав что у кандидата ВИЧ, в ужасе закатывают глаза. Многие предпочитают разумный подход. Решая вопрос, принимать ли на работу специалиста с ВИЧ, они обращают внимание на четыре момента.
1. Профессиональные качества. «Главное — эффективность специалиста и его необходимость компании», — считает Екатерина Грипась, заместитель директора по персоналу инвестиционного холдинга «Финам».
2. Отношение человека к его заболеванию. По словам Анны Михеевой, административного директора RU-CENTER, одни люди больны и физически, и психологически, и эмоционально. Другие воспринимают свою болезнь как шанс стать более сильным, преодолеть свои внутренние конфликты и сложности, стать целостной личностью.
«Такой человек, оказавшись лицом к лицу с необходимостью постоянно бороться за свою жизнь, может быть более зрелым и сильным и в личностном, и в профессиональном плане. Мотивация его может быть гораздо сильнее, и ресурс, который он готов предложить, возможно, окажется несравнимо больше, несмотря на физические недуги. Мне известны случаи, когда в компании работали люди с неизлечимыми и трудноизлечимыми заболеваниями — они вносили огромный вклад в дело».
Участница форума Работы.ру: «Мы можем быть лучшими работниками, потому что переосмыслили наши цели и стремления. Мы работаем на результат, не отвлекаясь на мелочи. Я знаю, чего я хочу добиться. ВИЧ как стимул, не дает мне сбиться с цели». Кстати, у нее нет проблем с работой и заработком.
3. Физические возможности. «Я вижу только одно ограничение при приеме на работу специалиста с ВИЧ — сможет ли он работать по предложенному графику. Это касается любых хронических заболеваний, связанных с посещением врачей, прохождением обследований», — говорит рекрутер с форума Работы.ру.
4. Мнение непосредственного руководителя. Екатерина Грипась: «Скорее всего, я бы донесла до руководителя специалиста информацию о его заболевании (думаю, жесткого негатива не было бы — у нас работают интеллектуальные сотрудники). Если бы у него не возникло возражений, то сотрудник был бы принят на работу».
Решая вопрос, узнавать ли мнение остальных сотрудников или сохранить необходимый уровень конфиденциальности, Екатерина Грипась выбрала бы второй вариант, ведь ВИЧ не относится к числу заболеваний, передающихся при личных контактах. «ВИЧ-инфицированным специалистам я бы посоветовала принять свою ситуацию, — говорит она. — Суметь увидеть себя полноценным и полноправным специалистом и человеком».