• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Webmaster, ksyu  
Формула 2016-го: рост энтропии и бедности
bobcat2 Offline
1491 пост
Награды: 58
Дата: Пт, 25.12.15, 04:22 | Сообщение # 1


Cценарии будущего года? У всех примерно одна и та же логика: удар и сползание вниз в 2014-м – мае 2015 года, стабилизация с лета 2015 года, медленное улучшение в 2016 году. Но что-то мне подсказывает, что не все так однозначно, как говорил один должник в моей компании, когда ему страстно нашептывали в ухо: «Отдай же долг!»

Внешние условия 2016 года

Не все так однозначно! Доллар до 2018–2019 годов будет находиться в циклическом укреплении, давить вниз на мировые цены на нефть, металлы, продовольствие (см. мою колонку, написанную для Slon). Это всё наши экспортные товары. 0,9 доллара за 1 евро, $33 за нефть Brent – не экзотика, а то, что создается биржевыми рынками товарных деривативов в Нью-Йорке, Лондоне, Чикаго и т.д. Сырье – финансовый актив вместе с валютой, акциями и облигациями. Впереди – зона «сильного доллара» и территория низких цен на сырье, если только не случится чего-то из ряда вон выходящего.

Смягчение санкций в 2016 году ради военного братства с Россией – иллюзия. Коалиция, польза от российских частей, закинутых на Ближний Восток, и перемирие на Украине – вещи, пока не котирующиеся в западном политическом сознании. Причем ключевой риск санкций – технологический: в машиностроении, электронике, производстве сложных инструментов; в ключевых компонентах продукции с высокой добавленной стоимостью зависимость от импорта по-прежнему до 80–90%.

Самое глубокое падение импорта в 2015 году (выше 40%) произошло в поставках «оборудования из дальнего зарубежья». Это значит, что в 2016 году мы можем реально начать устаревать, получая заметное движение к «большому Ирану». Очень трудно деньгами возместить те потери научных школ, технологий и заводов, которые понесены с начала 1990-х. Неизвестно, удастся ли получать технологии и оборудование из Китая того же качества и объема, что и из ЕС (отсюда – угроза технологического коллапса).

Велики риски и физического снижения объемов экспорта сырья в ЕС в начале 2016 года. А это наш ключевой клиент (45% экспорта-импорта, 60% положительного сальдо торгового баланса). Официальная политика ЕС и США – сокращение доли России, поиск новых поставщиков, интерконнекторы, терминалы для сжиженного газа, достройка инфраструктуры в Восточную Европу, которая особенно зависит от поставок энергии из России. По сути, энергетическое «освобождение» Восточной Европы.

Хотя в 2015 году еще работал принцип «всё на продажу» и физические объемы экспорта сырья из России даже выросли к 2014 году, с каждым годом мы можем все больше натыкаться на невидимую стену, преграждающую путь этому бурному потоку.

Политика 2016 года

Сжатое внешним давлением бедное тело российской экономики будет в 2016 году терзаться изнутри собственным правительством и Центральным банком, проводящими политику наподобие ЕС – но в Греции. Рестрикции, урезания, замораживания, торможения, сверхвысокий процент, сокращение насыщенности деньгами и кредитами и, конечно же, ножницами – по вложениям в человеческий капитал. Плюс стремящиеся вверх по экспоненте регулятивные издержки вместе с тишайшим, ласковым ростом обложений всего и вся. Вся поддержка – крупнейшим, огосударствленным, ВПК. Вместо стимулирования роста – политика стагнации и тормозов. Вместо выращивания внутреннего спроса и предложения – их затаптывание.

Так что опустынивание бизнеса и всего, что двигается, начавшееся с 2008–2009 годов, усиленно продолжится и в 2016 году, приводя в трепет каждого ищущего человека.
Все это случится, конечно, если не начнется «смена курса» (возможные сценарии я описывал в предыдущих статьях).

Формула 2016 года

В 2016 году психология, а не закономерности, будет играть первую роль. Субъективные решения – с кем поссориться, а с кем наладить отношения. Неожиданные ходы на большой политической доске, которые предвидеть нельзя, но можно сказать, что они обязательно будут, и их будет все больше.
В 2016 году следует ожидать роста конфликтности – внешней, внутренней. Больше случайных столкновений, больше ответов наотмашь на инциденты. Больше замыкания в себе. Минус иностранцы: меньше мы им, меньше они нам. Больше отсечений – линий бизнеса, потоков людей. Ставки все выше. Продолжение переключения на геополитику вместо экономики. В итоге – год роста хаоса вместо порядка.

Этому можно найти почти математическое выражение.

Формула 2016 года: хуже за бортом + жарче, суше и конфликтнее внутри + больше геополитики + меньше экономики + больше субъективного, неожиданного, ставки всё выше = рост энтропии и бедности.

Запасы стабильности в 2016 году

Но, пытаясь заглянуть за горизонт, пусть хотя бы на год, нельзя забывать о том, что есть запас стабильности. Лодка плывет – пусть она пробита и ее заливает водой. После мая 2015 года она даже немного выправилась. Падение ВВП в 2015 году в районе 4%? Ну и что? Бывает и хуже.

Что держит лодку на плаву? Что еще, кроме инерционности?
Сохранилась основа основ российской государственности – обмен сырья на валюту. По-прежнему у торгового баланса положительное сальдо ($140 млрд за 10 месяцев 2015 года), хотя оно и упало почти на 30%. Удержались объемы (все на вывоз) добычи сырья. Помогла экспортерам девальвация рубля. Плюсы – в продовольствии, фармацевтике, химии. У военно-промышленного комплекса полный расцвет и залейся деньгами. У всего этого будет продолжение и в 2016 году. Но что дальше? Запас стабильности, по оценке, – 1–1,5 года.

Сценарии 2016 года

Хронически больной после тяжкого удара пришел в себя, стабилизировался на более низком уровне, но его не лечат хорошо, его койка в коридоре, и он живет скорее по принципу «Исцелися сам!». Ждет, наверное, следующего удара, а там будь что будет.

Эта метафора – суть того, что происходит с российской экономикой. Ее все легче взять на излом любым шоком – финансовым, внешнеполитическим, военным, технологическим, социальным. И тогда она легко может начать закрываться в башню из слоновой кости, уходить в нерыночную, командную экономику. Этот сценарий, хотя и имеющий низкую вероятность в 2016 году (5–15%), может становиться все более значимым, если больного не лечить.
Но самый вероятный сценарий – стагнация с наклоном вниз, когда борта у лодки будут все больше притапливаться. Вероятность: 80–85%, пока больному не определится дальнейший путь. Жить так дальше, может быть, десятилетиями, если дотерпеть до перелома 2020-х годов, когда цены на сырье отскочат. Или же?

Или найти в себе силы на попытку экономического и финансового форсажа в России, основанного на прагматичном либерализме. Вероятность этого в 2016 году – 2–5%, не выше.

Терзания 2016 года

Резко повышается градус недоверия бизнеса к правительству. По ощущению, это – вой. Бесконечные апелляции к царю-батюшке, у которого слуги – мрак и ужас. И даже стук кулаком по столу: «Дайте нам другое правительство!» Просьба к великим мира сего выкинуть кого-нибудь на крыльцо для растерзания толпой.

Что случится, если додавят правительство? В чем риски?

Они очень просты, ибо уходят в бесконечную российскую привычку совершать любые изменения жестокосердно, в разорванной рубашке и в самой буйной стилистике. Это риски уклона в командную экономику. Уклона в военно-промышленный комплекс, в башню танка, торчащую среди среднерусских равнин. Уклона в насыщение аппетитов только бизнеса (правительство министров – капиталистов, февраль 1917 года). Уклона в сторону выпускников военно-политических училищ (они по-прежнему румяны и действенны). Уклона в крайность, в которой снова не будет интересов – уже навязло на зубах – «роста имущества, доходов, качества и продолжительности жизни населения». Уклона в нерыночность, который кончится уклоном в никуда.

Это прогноз смены «экономического блока» властей на 2016–2017 годы и его рисков. Но это не значит, что его не нужно менять на правительство «экономического спасения» и финансового форсажа.

Нумерология 2016 года

Этот прогноз – проблемный, субъективный, построенный на том, как чувствуется на кончиках пальцев «тело экономики». Без учета растущих геополитических рисков. Нефть Brent – $33–43 за баррель. Доллар США – 1,0–1,08 евро. Рубль – 75–90 рублей за доллар. Инфляция в России – 12–18%. Рост немонетарной инфляции (цены и тарифы, регулируемые государством). Ключевая ставка Банка России – не ниже 10–13%. Процент по кредитам – 15–25 и выше. ВВП – минус 1–5%. ВВП на душу населения – $7400–8000 (в 2015 году, по прогнозу МВФ, – $8400; в 2013-м был больше $14 тысяч). Норма инвестиций – в районе 19% ВВП. Налоговая нагрузка – до 40% ВВП. Экспорт-импорт, положительное сальдо торгового баланса – до 15–25% и ниже. Валовой региональный продукт в Москве – $15 000–17 000 на душу (2013 году было больше $30 тысяч).

Мечтаю ошибиться. Пока же «нумерологический» прогноз на 2015 год, сделанный год назад, полностью подтвердился.

Обстановка 2016 года

В форточки начинает задувать неизвестностью. Запахи из 90-х. Счастье борьбы друг с другом внутри аппаратов и структур. На поверхности населения – уже не рябь, но легкая волна. От недоумения к нежному – пока – возбуждению. Черные шапочки криминала – их больше. Четче яма в демографии. Беспокойство начинает перебивать чувство гордости за то, что стоишь на палубе и запускаешь ракеты в сторону врага.

2017–2018 годы. Котел начнет закипать, если ВВП на душу населения вдруг опустится до $4,5–5 тысяч, то есть если упадет в три раза к 2014 году. Это может стать временем растущих социальных рисков. До этого не стоит доходить. Этого нельзя допускать. Об этом нужно думать заранее. Не пропагандой, а делами.

Вот цитата из письма моего читателя (11 декабря, город Владимир): «В нашей школе сокращения. Дворника и технички теперь нет – кто будет за чистотой следить, непонятно. На прошлой неделе зарплаты учителям урезали. В младших классах учитель теперь вместо 12 тысяч будет получать 9500. На собрании по этому вопросу учителя плакали. Две душевные учительницы написали заявления… В субботу попал в травмпункт городской больницы. Стало грустно и больно за врачей наших… Работать в таких условиях невозможно, и никаких нормально обозримых перспектив хоть как-то более-менее по-человечески обустроить жизнь».

Яков Миркин
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН

https://slon.ru/posts/61204


Ars longa, vita brevis est

Сообщение отредактировал bobcat2 - Пт, 25.12.15, 04:28
Профиль
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


ВИЧ+ Чат [ без политики ]